Контакты
Карта сайта
+7 (925) 772-24-72
+7 (499) 346-77-88
+7 (495) 950-37-67
Наши специалисты
Инна
inna-proexpress
+7 (925) 772-24-72
+7 (499) 346-77-88 доб. 128
Андрей
+7 (925) 772-24-72
+7 (499) 346-77-88 доб. 125
Татьяна
+7 (499) 236-54-82
+7 (495) 950-37-67
Вера
+7 (499) 236-54-82
+7 (495) 950-37-67
Поиск по сайту
Мобильная версия сайта
Галерея

Новости

18.09.2009
Вагоны требуют управления. ОАО «РЖД» выступает за создание чёткой системы правил взаимоотношения между операторами и перевозчиком
Существующая система управления вагонными парками устарела и препятствует повышению эффективности регулирования перевозочного процесса. Необходимы перемены и изменения, и в первую очередь в нормативно-правовой сфере, которая регулирует отношения между перевозчиком и операторами.

Вчера в ОАО «РЖД» на заседании Научно-технического совета компании главной темой обсуждения стали вопросы создания новой системы управления вагонными парками. В дискуссии приняли участие представители федеральных органов, операторского рынка, учёные, специалисты транспортной отрасли.

– Активная реализация реформы на железнодорожном транспорте, изменение структуры рынка, в которой из более чем миллиона грузовых вагонов 64% составляют приватные, а количество операторов и собственников подвижного состава превысило 2000 компаний, привели к тому, что прежние схемы работы не отвечают изменившимся условиям, – заявил, открывая заседание, президент компании Владимир Якунин.

Сложилась ситуация, когда каждый собственник подвижного состава стремится решить свои бизнес-задачи, не учитывая технологическую специфику эксплуатации инфраструктуры ОАО «РЖД». Желание операторов получить максимальную прибыль понятно и логично, тем не менее, по словам главы РЖД, такой подход приводит к значительному росту порожнего пробега, большому количеству встречных перевозок. Кроме того, приватные вагоны в ожидании высокодоходных грузов подолгу занимают пути общего пользования ОАО «РЖД», это резко снижает пропускную способность линий и вызывает проблемы не только в работе других операторов, но и в различных отраслях экономики.

Владимир Якунин привёл следующий пример. Летом этого года чётко обозначился рост перевозок в Дальневосточном регионе, что само по себе, безусловно, является положительным событием. Однако стремление собственников решать только свои узкие задачи воспрепятствовало получению из этой ситуации максимальной пользы для экономики. «При этом возможности повлиять на ситуацию у ОАО «РЖД» ограничены, ведь формирование нормативно-правовых рычагов влияния на технологическую деятельность участников рынка железнодорожных перевозок отстаёт от структурных преобразований в отрасли», – подчеркнул Владимир Якунин. Необходимо уже сегодня выработать и реализовать новые, эффективные нормативно-правовые механизмы сотрудничества грузовладельцев, операторов подвижного состава и компании-перевозчика.

По мнению начальника Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексея Миронова, к числу вопросов, требующих первоочередного нормативно-правового решения, следует отнести проблему работы с порожними вагонами.

По его словам, именно вопросы, связанные с работой порожних вагонов, не находят отражения в существующем транспортном законодательстве. В нём не определена ответственность оператора перед грузоотправителем за обеспечение порожними вагонами. То же касается и ответственности оператора перед перевозчиком за влияние порожних вагонопотоков на перевозочный процесс, а перед владельцем инфраструктуры – за размещение порожняка на путях общего пользования.

Да и само понятие оператора подвижного состава сформулировано нечётко, отметил Алексей Миронов. По его словам, надо ускорить выпуск органами государственной власти полноценного Положения об основах правового регулирования деятельности операторов, отражающего реалии сегодняшнего дня. Тем более что оно предусмотрено статьёй 2 федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

В частности, в договоре с перевозчиком необходимо детально отразить технологию взаимодействия с конкретным оператором. В ней в первую очередь должен быть определён порядок перемещения порожних вагонов для высвобождения путей на станциях при отсутствии объёмов погрузки, а также порядок проведения расчётов за занятие инфраструктуры приватными вагонами. Должны быть также чётко прописаны технология следования порожняка и место оплаты его пробега, заявил Алексей Миронов.

Предлагаемые изменения не следует рассматривать как попытку ущемить интересы компаний-операторов. Более того, по ряду вопросов инициативы РЖД совпадают с интересами частных операторов. Так, например, начальник департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко считает целесообразным унифицировать тарифы на порожний пробег вагонов. Это вызвано в первую очередь тем, что именно дифференциация порожнего пробега по роду перевозимого груза создала неравные условия для собственников вагонов различной спецификации. Унификация будет в том числе отражать реальные затраты на осуществление таких перевозок.

«Чтобы исключить одномоментное увеличение тарифной нагрузки, как вариант решения данного вопроса возможны поэтапная дифференцированная индексация тарифов на гружёный и порожний пробег, в том числе по тарифным классам, или введение исключительных тарифов, позволяющих изменить соотношение порожнего пробега из-под грузов различных тарифных классов», – уверен Вячеслав Петренко.

На НТС были приняты рекомендации по ускорению внесения изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предусмотренных ещё в прошлом году правительственным планом мероприятий по реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Предполагаемые изменения должны усовершенствовать рыночные отношения между перевозчиком и оператором подвижного состава, распространить действие критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки не только гружёного подвижного состава, но и порожнего. Это позволит регламентировать работу операторов подвижного состава и увязать всю технологическую цепочку перевозочного процесса в единый механизм.

Как пояснили «Гудку» в Дирекции по управлению движением, перевозчик сегодня не обладает правом в случае длительного простоя приватных вагонов принуждать их владельцев к своевременному высвобождению путей общего пользования.

Нет даже чётко определённых и утверждённых нормативными актами правил применения дифференцированных сборов в зависимости от расположения пунктов отстоя и длительности размещения вагонов – всё это ещё предстоит разработать. Тем не менее перемещение порожних вагонов для высвобождения путей на предпортовых и грузообразующих станциях в интересах всех операторов станет крайней мерой и будет применяться только в том случае, если иного выхода разрешить ситуацию, связанную с потерей пропускной и перерабатывающей способности, нет. Что же касается внедрения прогрессивной шкалы за отстой вагонов, её конкретный размер будет определён в ближайшем будущем, но сумма будет зависеть от значимости в перевозочном процессе станции, на которой простаивают вагоны, а также от длительности самого простоя, отметили в дирекции.

Частные операторы с осторожностью восприняли позицию РЖД. «Налицо попытка заставить работать парк частных компаний по принципу инвентарного», – сказал в своём выступлении председатель президиума НП, генеральный директор Globaltrans Investment PLS Сергей Мальцев.

Один из аргументов, который некоммерческое партнёрство приводит в пользу этого мнения, – текущие проблемы порожнего пробега и отстоя вагонов связаны с работой универсального, а не специализированного парка. Именно последним в основном и владеют члены партнёрства. Компании, входящие в «Совет рынка», считают, что дополнительные обязательные регуляторы сейчас не нужны: между перевозчиком, оператором и грузоотправителем уже сложились нормальные взаимоотношения. «К этим отношениям должны применяться рыночные, договорные, а не принудительно-распорядительные методы регулирования», – говорится в коллегиальном решении НП.

Что касается передачи функций регулятора ОАО «РЖД», «Совет рынка» предлагает для начала опробовать технологию управления не на всём парке, а на вагонах дочерних компаний РЖД. В случае если пилотный проект докажет свою эффективность, операторы поддержат идею использования системы управления парком на добровольной договорной основе. «Если этот договор будет взаимовыгодным, то все операторы сразу побегут его заключать», – уверена технический директор ДВТГ Ирина Чиганашкина.
Однако эксперты сомневаются в том, что такой пилотный проект возможен с технической точки зрения и может стать показательным для всей системы железных дорог.

Частные операторы поддержали идею унификации тарифов на порожний пробег. «После унификации вагоны смогут спокойно уезжать без всякого «отмыва» (когда операторы вагонов, которые перевезли грузы третьего класса, для того чтобы снизить расходы на порожний пробег, перевозят на обратном пути на минимальное расстояние груз первого класса. – Ред.)», – сказал представитель одной из компаний, входящих в НП.

В заключительном слове Владимир Якунин отметил, что, несмотря на пока ещё существующие разногласия между участниками рынка, главная задача сейчас – решить все остро стоящие проблемы, которые мешают развитию железнодорожного транспорта и экономики страны в целом, определить базовые принципы управления вагонными парками и устранить отставание правовых решений от темпов проведения реформы на железнодорожном транспорте.

«Хочу заверить, что наша компания примет во внимание при создании новых принципов работы все конструктивные предложения всех участников рынка. В ОАО «РЖД» будет последовательно проводиться единая политика на паритетных, справедливых принципах по отношению ко всем владельцам подвижного состава, вне зависимости от того, будет ли это дочерняя структура компании или полностью независимый оператор», – подчеркнул Владимир Якунин.

Некоммерческое партнёрство поддерживает инициативу ОАО «РЖД», озвученную Владимиром Якуниным, продолжить работу в формате «круглого стола» с участием Минтранса, ФСТ, ФАС и других заинтересованных сторон.






Источник: Gudok.ru
Поделиться с друзьями: